Траурный поезд В. И. Ленина
В 1948 году рядом с Павелецким вокзалом построен специальный павильон «Траурный поезд» – филиал Центрального музея В.И. Ленина. В нем были установлены паровоз У-127 вместе с вагоном номер 1691, в котором везли тело вождя.
Паровоз У-127, построен на Путиловском заводе в 1910 году для Ташкентской железной дороги. Во время гражданской войны при работе на прифронтовых районах он получил серьезные повреждения. После этого он был доставлен в Москву, по-видимому, на запчасти. В мае 1923 года на субботнике его безвозмездно отремонтировали работники Рязанско - Уральской железной дороги. Тогда же он был окрашен в красный цвет, и на бортах его тендера появились революционные лозунги. Отремонтированный и списанный локомотив был подарен коммунистам железной дороги. Почетным машинистом паровоза рабочие избрали В. И. Ленина.
21 января 1924 года Ленин умер, а 23 января 1924 года на Павелецкий вокзал из Горок прибыл тот самый паровоз У-127 с вагоном 1691, в котором было тело В. И. Ленина. После этого он водил пассажирские поезда на Павелецком направлении еще 13 лет. Локомотив был снят с эксплуатации в 1937 году и поставлен на хранение на запасном пути около депо. У-127 прошел капитальный ремонт и тщательно отреставрирован.
Павильон «Траурный поезд», где установили настоящий паровоз и вагоны, выстроили в 1938 году по проекту архитектора В. А. Маркина, однако для посещений был открыт 22 января 1948 года. В начале войны его эвакуировали в Ульяновск, родину В.И. Ленина, и только в октябре 1945 года возвратили в Москву. В 1980 году к 110-й годовщине вождя для музея построили более просторный павильон «Траурный поезд» по проекту Леонида Павлова.