Характеристики
Курское направление Московской железной дороги —линия к югу от Москвы. Проходит по Московской, Тульской, Орловской и Курской областям. Длина главного хода 536 км.
Исторические сведения
Железнодорожные пути проходили по территориям Московской, Тульской, Орловской, Курской, Рязанской губерний. Они связывали Центр России с юго-восточными районами страны, способствовали развитию сельскохозяйственных районов, доставке продуктов сельскохозяйственного производства в Москву. Основные линии: Москва - Серпухов (движение открыто в 1866), Серпухов - Тула (1867), Тула - Курск (1868). Протяжённость (1868) - 512 вёрст (одноколейный путь). В мае 1864 издан указ о строительстве линии Москва - Орёл, явившейся главным участком Южной железной дороги, переименованной в Московско-Курскую. Строительство возглавлял В. С. Семичев, в изысканиях участвовали В. А. Панаев, Н. И. Антонов, В. Ф. Голубев и др. На строительстве кроме рабочих были заняты военные (солдаты штрафных батальонов). На дороге построены несколько депо, 19 станций, оборудованных грузовыми платформами и складами, железнодорожные мастерские, искусственные сооружения (большие мосты через р. Москву, р. Оку и др.). Через несколько лет началась реконструкция путей с целью усиления земляного полотна, замены лёгких рельсов, подсыпки балласта, увеличения числа станций и приближения их к населённым пунктам. Путь проходил по густонаселённой местности, и с её прокладкой было связано несколько сотен судебных дел о неудовлетворении исков по отчуждению земель. А что касается истории появления курского направления московской железной дороги, здесь нужно сказать, что Московско-Курская железная дорога, построена была на государственные деньги, в 1871-93 принадлежала акционерному обществу.