Большой и Малый Каменный мосты

Оцените место
Адрес Как добраться
Большой и Малый Каменный мосты
Координаты: 55.747556404771 ш., 37.6122220605612 д.

Большой и Малый Каменный мосты

Устройство и географическое положение.

Большой Каменный мост — один из мостов через Москву-реку в столице. Соединяет Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове, пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту. Длина моста с подъездами 487 м, в том числе речной пролёт 105 м, береговые — 42,5 м, ширина 40 м. На нем есть специальные ниши-площадки, с которых открывается вид на Кремль, «Дом на набережной», Берсенёвскую, Пречистенскую и Софийскую набережные.

История строительства.

До построения Каменного моста на Москве –реке были мосты так называемые «живые» (связанные между собой бревна клались на воду), деревянные, которые часто ломались весенним или осенним разливом вод.Такими издревле были: Москворецкий, Крымский, Дорогомиловский и Яузский.

На месте современного Каменного моста всегда был перевоз. О его сооружении задумались в XV веке в связи с ростом населения Замоскворечья, где расположились слободы стрельцов и открылась необходимость в «надежном» соединении города с главным пригородом. Для этой цели в 1643 году по указу правителя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером было начато строительство первого постоянного каменного мостового перешейка через Москву-реку. После смерти мастера строительство временно приостановилось.

Продолжил его в 1682-м году, князь Василия Васильевич Голицин, любимец царевны Софьи. И довершили его в 1687-м году по мостовому образцу Кристлера. Зодчим был монах, имя которого не сохранилось. Вбивши дубовые сваи в русло реки, настлав их брусьями, он выводил на них каменное строение. Это сооружение по тому времени казалось столь важным, что даже вошло в народную поговорку о чем – либо чрезвычайно дорогом: «Дороже Каменного моста». Длина моста составляла 170 м, ширина 22 м. Он имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок, и имели пролёты до 15 м.

Обветшавший каменный мост был разобран и в 1858 г. заменён первым в Москве металлическим трёхпролётным. Речной пролёт был перекрыт арками. В 1938 г. примерно на том же месте был построен современный мост (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы: В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус). Панорама Кремля на обороте титульной страницы паспорта гражданина России изображена именно с него.

Его младший брат, Малый Каменный мост, назван так (в 1938 году), потому что на самом деле как бы продолжает Большой… Он тоже был сооружён на месте старого. На самом деле, все мосты, соединяющие последовательно Москву-реку и Водоотводный канал называются «большой» и «малый» соответственно. Исключение составляют только Большой Устьинский и Комиссариатский – Малый Устьинский проходит над рекой Яузой перпендикулярно Большому и соединяет Москворецкую и Котельническую набережные.