Теремной дворец
Строительство началось в 1635 году для семьи царя Михаила Романова. Основанием для него послужили два этажа постройки XV–XVI вв. Под руководством мастеров русского зодчества Б. Огурцова, Т. Шатурина, А. Константинова и Л. Ушакова были надстроены 3 новых этажа. Главный фасад Теремного дворца в Москве выходит на Большой Кремлевский дворец, а его задний фасад обращен к Дворцу съездов.
Три яруса жилых хором поставлены друг на друга с отступом от стен древних палат, благодаря чему вокруг образовалась открытая терраса-гульбище. Самый верхний, «чердачный ярус» также поставлен с отступом от стены двух новых этажей, и поэтому тоже окружен открытой площадкой. В подклете Теремного дворца в Москве находились кладовые, выше – Мастерские палаты, где изготовляли наряды и белье для царской семьи. В третьем этаже находились служебные помещения. Четвертый предназначался для покоев царя. Пятый - златоверхий Теремок. Его интерьер представлял собой зал, перекрытый коробовым сводом. В Теремке играли царевичи, а иногда в нем заседала Боярская дума. Постоянные покои царицы и царских детей размещались вне Терема в примыкавших к нему деревянных хоромах.
Ныне существующее внутреннее убранство и роспись в древнерусском стиле, сделанная по рисункам Ф.Солнцева, выполнено при реставрации дворца в 1830–1840. С восточной стороны Теремного дворца в Москве расположена группа дворцовых домовых церквей.
Это новый для того времени тип многоэтажного каменного жилого здания, в котором уже имеется анфиладное построение внутренних помещений. Этажи поднимаются ступенчатыми ярусами, наподобие пирамиды, а «золотой верх» здания находится на уровне четвертого этажа современного здания. Фасадам дворца свойственна жизнерадостная нарядность, достигнутая благодаря белокаменным резным наличникам и карнизам, украшенным изразцами. Профилированные пилястры между окнами, резные и майоликовые карнизы, сложные белокаменные обрамления проемов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба в ширинках парапетов гульбищ, золоченая кровля – все это гармонично увязывается с белокаменными деталями и полихромной окраской стен.
В целом Теремной дворец в Москве производит впечатление драгоценного ювелирного произведения и шедевра архитектурного искусства.