«Век Дарвиновского музея»
Музей, как и всякое яркое явление в культуре, начинается с личности. Такой личностью для Дарвиновского музея был его основатель и бессменный директор до 1964 года, доктор биологических наук, профессор Александр Федорович Котс. Если бы понадобилось в нескольких словах охарактеризовать личность этого неординарного человека, то слова – ученый, музеолог и педагог - наиболее полно высветили бы грани дарования Александра Федоровича.
А начиналось все с малого - с детских увлечений мальчика. В своих воспоминаниях Александр Федорович писал: «С трех лет я себя чувствую зоологом, с пяти - музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относится к животным. Эту мою любовь к Природе я считаю унаследованной от отца и матери."
Александр Котс родился в Москве в 1880 году в семье немецкого эмигранта, доктора философии Геттингенского университета, одаренного ботаника, лингвиста и поэта-любителя Альфреда Карловича Котса и Евгении Александровны, урожденной Грасман.
Область научных интересов будущего биолога определилась довольно рано. В 1899 году, 19-летний гимназист Саша Котс отправился в свою первую самостоятельную экспедицию в Западную Сибирь. Впечатления от природы этого края были необыкновенно яркими, а изготовленные юным исследователем препараты птиц легли в основу будущего Дарвиновского музея. Именно эти чучела птиц, представленные на ХIV выставке Всероссийского общества Акклиматизации, принесли Александру признание его таксидермического мастерства и Большую серебряную медаль.
Если собранные коллекции положили начало будущему Дарвиновскому музею, то научные результаты ученика 7 класса гимназии были удостоены публикации в сборнике трудов Общества испытателей природы. Первая научная статья называлась “Заметки об орнитологической фауне Юго-Западной Сибири”.
Успех начинающего биолога и таксидермиста был не случаен. Решающую роль в нем, несомненно, сыграло знакомство с Фридрихом Карловичем Лоренцом (1842 - 1909) - известным зоологом-систематиком и владельцем лучшей таксидермической фирмы Москвы.
Чучела, изготовленные опытными мастерами фирмы Ф.К.Лоренца, отличались высоким качеством, динамичными и естественными позами. Именно поэтому их так охотно покупали все крупные зоологические музеи Европы. Александр Котс не только учился у опытных препараторов, но и использовал любой шанс для пополнения своей домашней коллекции. Конечно, тощий кошелек гимназиста был не в состоянии оплатить все желаемые приобретения, но Ф.К. Лоренц давал юному энтузиасту право вносить плату в рассрочку. Многолетняя дружба этих людей оборвалась лишь со смертью Фридриха Карловича. Чтобы сохранить в целостности, спасти от “распыления” результаты сорокалетних коллекционных сборов по изменчивости окраски животных, Александр Федорович предложил наследникам Лоренца себя в качестве финансового директора фирмы. По его просьбе жалование ему платили чучелами, а мастерская по-прежнему работала для музея по льготным ценам. Три томительных года, заполненных конторскими книгами, бланками заказов, капризами клиентов, обернулись в итоге сотнями прекрасных музейных экспонатов.
Но все это было позже. А тогда, на исходе XIX века, ни о каком музее не шло еще и речи. Просто была домашняя зоологическая коллекция красивых и редких экспонатов, не объединенных общей идеей.
В 1901 году Александр Котс поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Увлекательные лекции М.А.Мензбира, В.И.Вернадского, К.А.Тимирязева, А.П.Павлова заставили забыть о давнем увлечении. Теперь все средства, выручаемые от частных уроков по биологии, уходили на приобретение иностранной литературы по общей биологии. Труды А.Уоллеса, Г. де-Фриза, А.Вейсмана, купленные А.Ф.Котсом в те годы, бережно хранятся в библиотеке музея по сей день.
В 1905 году Александр Котс едет за границу в Вилла-Франку на практику по гидробиологии. Кроме этого, его очень интересовала постановка курса дарвинизма в крупнейших университетах Европы. Личное знакомство со столпами эволюционного учения: Гуго де-Фризом, Августом Вейсманом, Эрнстом Геккелем оказалось очень полезным для студента-биолога; вместе с тем он обратил внимание, что отсутствие демонстрационных материалов в аудиториях делает лекции сухими, формальными. Длинной чередой прошли перед глазами А.Ф.Котса естественнонаучные музеи Мюнхена, Берлина, Дрездена, Штутгарта, Бреславля, Лейпцига, Франкфурта, Иены, Бонна, Брюсселя, Парижа, Лондона... Но как же похожи оказались они на стеллажи огромной библиотеки, где каждая витрина - редчайший манускрипт, закрытый наглухо для неподготовленного посетителя. “Везде все те же монотонные ряды звериных или птичьих чучел, как будто самая искусная инсценировка жизни животных в состоянии раскрыть смысл изучения живой природы”, - писал А.Ф.Котс. Даже в знаменитом Дарвиновском зале Британского музея его поразило “богатство фактов и скудость, недосказанность объединяющей идеи”.
Вот тут-то Александр и вспомнил о своей коллекции! Он загорелся идеей создать у себя на родине музей, пропагандирующий основы эволюционного учения. Но как?.. Не было ни средств, ни помещения для осуществления мечты. Ничего - кроме блестящей идеи и энтузиазма.
Было ясно, что новый музей должен сплавить в одно действующее целое два творческих начала: теоретические знания и их наглядное подтверждение. Фортуна улыбнулась искателю. В 1907 году Александр Котс был приглашен на московские Высшие женские курсы для ведения практических занятий по анатомии животных, а несколько позже молодому преподавателю доверили чтение лекций по дарвинизму.
Это событие стало поворотным пунктом в судьбе музея и его основателя. Из тесной квартиры коллекция перебралась в зоологическую лабораторию курсов и “... накануне лекций десятки препаратов извлекались из шкафов и располагались на столах в аудитории в порядке, предусмотренном ролью каждого объекта”. Молодая аудитория с вниманием и благодарностью встречала увлеченного лектора.
Определилось и новое направление комплектования музея. А. Ф. Котс писал, что коллекции “объединялись по отдельным главам эволюционного учения: географическая, возрастная и персональная изменчивость, приспособления, менделизм, ламаркизм, происхождение человека...”. Ответы на кипы писем с заказами в Германию, Англию, Францию не заставляли себя долго ждать. “Редкая неделя обходилась без посылок, редкий день не приносил конвертов с иностранной маркой и редкий час - без новых планов о дальнейших пополнениях музея”, - вспоминал впоследствии Александр Федорович. Частично новые экспонаты оплачивались зоологической лабораторией, которой руководил в те годы Н. К. Кольцов, но большая часть по-прежнему покупалась на средства основателя музея.
В 1911 году в жизни Александра Котса произошло, очень важное событие: он женился на Надежде Николаевне Ладыгиной (1889-1963). Это она - прилежная третьекурсница МВЖК, староста биологического кружка, увлеченная в равной степени психиатрией и зоологией - станет потом известным ученым-зоопсихологом, автором многих научных трудов, доктором биологических наук. В ту пору будущая научная карьера только угадывалась. Со старинных фотографий спокойно и внимательно глядит на нас несравненной красоты девушка. Стройный стан, бархатно-карие глаза, длинные косы, уложенные русым венцом вокруг головы. Черты этого нежного облика как зеркало отражают прекрасную душу. Девушка с пророческим именем “Надежда” навсегда связала свою судьбу с Александром Федоровичем. Полвека, полных тяжелых испытаний и радостных побед, связывали ее с музеем, честь основания которого А.Ф.Котс бесспорно разделял с ней.
Молодая чета с удвоенной энергией занялась музейной коллекцией. Именно про те годы истории музея А.Ф.Котс писал: ”На последние рубли недоедающих хозяев в адрес курсов прибывали посылки с райскими птицами и прочими чужеземными редкостями”. Удача для этих людей была не в материальном не материальном благополучии, не сытости. На вершины счастья их поднимала страсть к созиданию, жизнь в творчестве.
Весной 1913 года Александр Котс вместе с Надеждой Николаевной вновь поехал за границу. На этот раз основной целью поездки было приобретение новых экспонатов в таксидермических фирмах Лондона, Берлина, Гамбурга и Галле, куда поступали собранные со всего света экзотические животные. Кроме множества естественнонаучных экспонатов были куплены книги по биологии и пять подлинных писем Ч. Дарвина.
В том же 1913 году были изданы научные труды Александра Котса: “Этюды по теории эволюции” и “Пути и цели эволюционного учения в отражении биологических музеев”. В последней работе впервые обосновывалась необходимость использования произведений искусства в естественнонаучных музеях.
Даже в суровые годы революции и гражданской войны, полные смятения, террора, голода и холода, сотрудники музея не прерывали своей работы. В нетопленных музейных стенах создавались скульптуры, картины, чучела животных, велись научные исследования. В январе 1918 года Губернский комиссар (и профессор Высших женских курсов) Павел Карлович Штернберг выдал охранное удостоверение на “представляющие большую научную ценность” коллекции музея.
Время было тяжелое: Котсу приходилось совмещать сразу множество должностей. Он преподавал в МГУ, Военно-педагогической академии, Педагогическом институте, читал научно-популярные лекции в многочисленных клубах. Кроме того, в 20-е годы А.Ф.Котс был назначен директором московского зоопарка. Здесь он возобновил, прерванную в годы революции, экскурсионную и научно-исследовательскую работу. Экспериментальные исследования проводились по зоопсихологии, генетике и межвидовой гибридизации. Столь непростое совмещение должностей ученого оказалось полезно и для музея. Результаты этих работ, зафиксированные в фотографиях, рисунках и чучелах, и сегодня являются неоценимым экспозиционным материалом.
Не только вопросы общей биологии волновали директора музея. Постоянной проблемой научного творчества Александра Федоровича была разработка экспозиционных и лекционных методов пропаганды эволюционного учения. К 1941 году, за 30 лет существования музея, Котс ознакомил с экспозицией около полумиллиона посетителей. Его блестящий лекторский талант ни одного человека не оставлял равнодушным. В архиве хранятся сотни благодарных писем и восторженных отзывов в адрес Александра Федоровича.
Несмотря на трудоемкую работу по комплектованию и учету коллекций, бесконечные хлопоты о строительстве нового музейного здания, Александр Федорович находил время для творчества. Он автор более двухсот музееведческих работ. Однако большая часть его творческого наследия находится в рукописях. Сегодня мы вновь обращаемся к ним. Начиная с 1993 года, сборники Трудов Государственного Дарвиновского музея открывают статьи его основателя. Эти работы не утратили своей актуальности и являются классикой музееведения.
О судьбе музея и его основателя можно было бы рассказывать долго. Однако лучше всего Котса характеризуют его же слова: “Та самая настойчивость, которая когда-то заставляла меня мальчиком добровольно голодать, тратя данные на завтрак деньги на покупку мертвых птичек и зоологических картинок, - та же самая настойчивость, и упорство двигали мною полвека, побуждая день за днем и год за годом собирать, накапливать десятки, сотни, тысячи научных экспонатов для музея...” Своим энтузиазмом директор заражал и сотрудников. Творчество объединяло всех. Коллекции росли, со временем экспозиционные залы музея стали напоминать переполненные фондохранилища. Однако ждать новых стен музею пришлось очень долго. Только в 1995 году сбылась заветная мечта основателя и многих поколений сотрудников - Дарвиновский музей вновь открыл двери перед своими госВ Государственном Дарвиновском музее продолжается реэкспозиция любимого посетителями зала «Многообразие жизни на Земле». 11 декабря открывается новая витрина «Обитатели гор».
Презентация этой витрины 11 декабря неслучайна, именно этот день, начиная с 2003 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН объявлен как Международный день гор.
В витрине площадью 21 м2 изменилось всё: появился уникальный живописный задний план, блестяще отражающий главную особенность гор — высотную поясность, добавили два новых экспоната — это грызун моко и южноамериканская лисица. Смена поясности (высоты над уровнем моря) демонстрируется различными образцами флоры и фауны Евразии, Африки и Америки.
Прекрасные муляжи горного рельефа совместно с натуральными материалами позволили создать уникальный муляжный комплекс, показывающий особенности гор: сильную расчленённость рельефа; понижение с высотой температуры воздуха, атмосферного давления, испаряемости; усиление интенсивности солнечной радиации, суточных перепадов температуры и влажности — вот основные факторы, определяющие распространение здесь организмов.
Животные, обитающие в горах, в разной степени приспособлены к условиям этой среды. В процессе эволюции у них выработались своеобразные приспособления, которые позволяют выживать в столь необычных условиях среды. Примеры таких приспособлений многочисленны. Так, у горных козлов и баранов на копытах хорошо развит рант. Прочное роговое вещество копыт этих животных быстро отрастает, что предотвращает их «износ». Строение конечностей горных копытных позволяет им совершать прыжки, что важно для передвижения в горных условиях.
Для млекопитающих и птиц высокогорья характерен густой мех и пышное оперение, защищающее их от холода. Одни виды запасают на зиму большое количество жира и впадают в спячку в глубоких норах, которые роют сами. Другие делают в расщелинах скал тёплые гнезда, где на ночь собирается несколько особей. Днём, когда воздух сильно прогревается и камни становятся горячими, зверькам приходится искать укрытия (шиншиллы) или максимально увеличивать теплоотдачу, откидывая лапы в стороны и выворачивая пятки, на которых находятся потовые железы (даман).
У растений высокогорья практически полностью отсутствуют стебли, среди них много стелющихся и подушковидных форм. Обширная корневая система позволяет растению «добыть» воздух, а восковый налёт на листьях и опушённость сокращают испарение, добытой с трудом влаги. Большинство растений — многолетники. В новой витрине Вы увидите акантолимон, эдельвейс, ледничковый лютик и другие растения.
Изменена конструкция витрины, и теперь экспозиция словно ожила, заиграли новыми красками отреставрированные экспонаты. Художественная концепция разработана художником музея Л.В. Литвиновой, она же выполнила все живописные работы. Деревья и рельеф гор создали мастера-макетчики Н.С. Башилова и А.В. Гапонов, большая часть муляжей растений сделана научным сотрудником музея Г.Н. Курилиным. Выглядят как настоящие! Мы надеемся, что новая витрина также понравится нашим посетителям, как недавно открытая в этом же зале экпозиция «Тропический лес».
История
Музей более всего обязан тем, что недоговоренное на препарате за стеклом витрин досказано холстом и кистью мастеров и знатоков, сотнями картин, вносящими в экспонатуру Дарвиновского музея тот чарующий, задушевный отклик жизни, передать который бессильно самое искусно сделанное чучело.
А.Ф.Котс
Основателем и первым директором Государственного Дарвиновского музея был доктор биологических наук, профессор, музеолог Александр Федорович Котс.
Александр Федорович Котс пришел в биологию в ту знаменательную пору, когда в России учение Ч. Дарвина приобрело широкую известность. Знакомство с крупнейшими европейскими музеями, в том числе с Британским, с его знаменитой Дарвиновой залой, навеяло его на мысль о создании в России первого в мире музея эволюции.
Решающим событием в осуществлении замыслов А. Ф. Котса было учреждение в 1907 году кафедры эволюции и дарвинизма на московских Высших женских курсах. По рекомендации профессоров Московского университета Н.К. Кольцова и П.Л. Сушкина эту кафедру возглавил А.Ф. Котс. В преподавательской работе в качестве наглядного материала молодой лектор использовал коллекцию, собранную на собственные средства, которую он в 1907 году подарил зоологической лаборатории курсов. Именно эта дата и считается годом основания музея.
По замыслу А.Ф.Котса, музейная экспозиция должна быть не только научной, но и зрелищной. В музее можно увидеть работы талантливых художников-анималистов: В.А. Ватагина, К.Х. Флерова, А.Н. Комарова, Н.Н. Кондакова, В.Я. Трофимова и многих других. Именно сочетание естественнонаучных экспонатов с произведениями искусства и создавало всегда неповторимый стиль дарвиновского музея.
В.А. Ватагин закончил естественно-математический факультет Московского университета, одновременно посещал художественную студию Н.А. Мартынова и классы рисования К.Ф. Юона. Увлечение зоологией и рисованием определило призвание В.А.Ватагина: впоследствии он стал действительным членом Академии художеств СССР, лауреатом государственных премий СССР и РСФСР, общепризнанным "патриархом" отечественной анималистики, одним из основателей Московской анималистической школы, становление которой также состоялось в стенах Государственного Дарвиновского музея. Здесь хранятся сотни художественных произведений мастера, выполненных в гипсе, маслом, карандашом, тушью, акварелью.
И все-таки решающая роль, по признанию самого А. Ф. Котса, всегда оставалась за таксидермией. Ему выпала большая удача - дружба с Филиппом Евтихиевичем Федуловьм, создателем большинства экспонатов Дарвиновского музея. «Если бы не было Федулова - не было бы и музея» - признавался А.Ф.Котс. Напряженная работа таксидермистов и художников музея, неустанные хлопоты по приобретению коллекций в лучших таксидермических мастерских России и Европы привели к тому, что помещения, выделенные музею, стали малы.
В 1964 году умер А.Ф.Котс и его дело продолжила Вера Николаевна Игнатьева, добившаяся строительства нового здания, торжественное открытие которого состоялось в 1995 году. Сбылась мечта основателя, говорившего: «Пройдут года. Наш Дарвиновский музей дождется своих стен, достойных содержания его. Раскроются перед десятками миллионов изумленных зрителей скрытые пока за недостатком места уникальные коллекции музея».
Александр Федорович прожил нелегкую, полную лишений и невзгод, но прекрасную жизнь. Ему посчастливилось застать свое детище признанным и любимым, с дружным коллективом, работающим в направлении, которое когда-то определил он сам. А.Ф. Котс завещал нам, своим потомкам, очень многое: свой музей, свои статьи, свой пример противостояния хаосу, свой мальчишеский пыл и опыт патриаИстория музея
Экспозиция зала рассказывает о создании Государственного Дарвиновского музея и наиболее значимых событиях его истории, о людях, сыгравших ключевую роль в деле его развития и процветания. Это основатель и первый директор ГДМ Александр Федорович Котс, его супруга - всемирно известный ученый-зоопсихолог Надежда Николаевна Ладыгина-Котс, создатель российской школы анималистической живописи Василий Алексеевич Ватагин, мастер-таксидермист Филипп Евтихиевич Федулов, основатель юннатского движения в СССР Петр Петрович Смолин, директора музея Вера Николаевна Игнатьева и Анна Иосифовна Клюкина и многие другие.
рха. Жизнь, к счастью иногда дарит нам незаменимых людей.
1 этаж 2 зал
История музея
В 1907 году молодой преподаватель А.Ф. Котс перевез на Московские Высшие женские курсы свои коллекции, чтобы иллюстрировать курс дарвинизма, который он здесь читал. Так был основан Государственный Дарвиновский музей. Долгие годы А.Ф. Котс и его верные сподвижники, сооснователи музея Н.Н. Ладыгина-Котс, таксидермист — Ф.Е.Федулов и художник — В.А. Ватагин собирали коллекции и неустанно боролись за собственный дом для музея. Второму директору В.Н. Игнатьевой в 1968 году удалось начать строительство здания, где Вы сейчас находитесь, длившееся 20 лет. Только на 87 году своего существования музей переехал в собственное здание и 02 августа 1995 года здесь открылись первые залы для посетителей. Прежде чем Вы начнете осматривать другие залы, познакомьтесь с интересной, полной драматизма, но, в конечном счете, счастливой историей создания музея, чтобы поименно вспомнить всех, кто не жалея сил создавал и продолжает развивать Государственный Дарвиновский музей.
...Музей более всего обязан тем, что недоговоренное на препарате за стеклом витрин досказано холстом и кистью мастеров и знатоков, сотнями картин, вносящими в экспонатуру Дарвиновского музея тот чарующий, задушевный отклик жизни, передать который бессильно самое искусно сделанное чучело.
А.Ф.Котс
1 этаж 3 зал
Многообразие
жизни
на Земле
Удивительное разнообразие жизни на Земле, обусловленное почти бесконечным количеством способов приспособления живых организмов к среде обитания, поражает воображение даже самого искушенного наблюдателя. Живые организмы можно встретить повсюду: от горячих источников в жерлах глубоководных вулканов до вечно покрытых ледяным панцирем горных вершин. Экспозиция зала рассказывает о разных природных сообществах живых организмов - океанических, морских побережий, сообществах тропических лесов, саванн и гор. Долгое время считалось, что в морских сообществах жизнь сосредоточена в прибрежной зоне, однако совсем недавно были обнаружены чрезвычайно богатые по разнообразию жизни глубоководные сообщества, группирующиеся вокруг подводных вулканов и существующие не за счет солнечной энергии, а за счет энергии земных недр. В наземных сообществах самое большое сгущение жизни мы можем наблюдать в тропических лесах, где встречается свыше 4\5 всех известных растений (из 350 000 видов) и почти половина всех наземных животных (из более чем 1 500 000 видов)…
Горы
В Государственном Дарвиновском музее продолжается реэкспозиция любимого посетителями зала «Многообразие жизни на Земле». 11 декабря открывается новая витрина «Обитатели гор».
Презентация этой витрины 11 декабря неслучайна, именно этот день, начиная с 2003 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН объявлен как Международный день гор.
В витрине площадью 21 м2 изменилось всё: появился уникальный живописный задний план, блестяще отражающий главную особенность гор — высотную поясность, добавили два новых экспоната — это грызун моко и южноамериканская лисица. Смена поясности (высоты над уровнем моря) демонстрируется различными образцами флоры и фауны Евразии, Африки и Америки.
Прекрасные муляжи горного рельефа совместно с натуральными материалами позволили создать уникальный муляжный комплекс, показывающий особенности гор: сильную расчленённость рельефа; понижение с высотой температуры воздуха, атмосферного давления, испаряемости; усиление интенсивности солнечной радиации, суточных перепадов температуры и влажности — вот основные факторы, определяющие распространение здесь организмов.
Животные, обитающие в горах, в разной степени приспособлены к условиям этой среды. В процессе эволюции у них выработались своеобразные приспособления, которые позволяют выживать в столь необычных условиях среды. Примеры таких приспособлений многочисленны. Так, у горных козлов и баранов на копытах хорошо развит рант. Прочное роговое вещество копыт этих животных быстро отрастает, что предотвращает их «износ». Строение конечностей горных копытных позволяет им совершать прыжки, что важно для передвижения в горных условиях.
Для млекопитающих и птиц высокогорья характерен густой мех и пышное оперение, защищающее их от холода. Одни виды запасают на зиму большое количество жира и впадают в спячку в глубоких норах, которые роют сами. Другие делают в расщелинах скал тёплые гнезда, где на ночь собирается несколько особей. Днём, когда воздух сильно прогревается и камни становятся горячими, зверькам приходится искать укрытия (шиншиллы) или максимально увеличивать теплоотдачу, откидывая лапы в стороны и выворачивая пятки, на которых находятся потовые железы (даман).
У растений высокогорья практически полностью отсутствуют стебли, среди них много стелющихся и подушковидных форм. Обширная корневая система позволяет растению «добыть» воздух, а восковый налёт на листьях и опушённость сокращают испарение, добытой с трудом влаги. Большинство растений — многолетники. В новой витрине Вы увидите акантолимон, эдельвейс, ледничковый лютик и другие растения.
Изменена конструкция витрины, и теперь экспозиция словно ожила, заиграли новыми красками отреставрированные экспонаты. Художественная концепция разработана художником музея Л.В. Литвиновой, она же выполнила все живописные работы. Деревья и рельеф гор создали мастера-макетчики Н.С. Башилова и А.В. Гапонов, большая часть муляжей растений сделана научным сотрудником музея Г.Н. Курилиным. Выглядят как настоящие! Мы надеемся, что новая витрина также понравится нашим посетителям, как недавно открытая в этом же зале экпозиция «Тропический лес».
2эт 4 зал
Этапы познания
живой природы
Зал рассказывает об истории становления биологии – науки о живых организмах. Человек издавна стремился понять природу окружающих его живых существ, о чем мы можем судить по дошедшим до наших дней наскальным рисункам (возраст самых древних из них оценивается в 35 тыс. лет). Путь от первых наскальных изображений животных до научной картины мира был долог и тернист. История биологии знает и периоды всплеска интереса к живой природе, и времена застоя исследовательской мысли. Основателем биологии как науки считают древнегреческого ученого Аристотеля (385 – 322 гг. до н.э.). В эпоху Возрождения (XIV - XVIII вв.) оформляются и получают развитие отдельные отрасли биологии: анатомия, физиология, эмбриология, зоология, палеонтология и др. Сведения о вымерших животных и растениях, сходство в строении разных групп живых существ навели ученых на мысль об историческом развитии органического мира. Первые эволюционные теории начали появляться в конце XVIII - начале XIX веков, наиболее целостной и последовательной была теория Ж.-Б. Ламарка (1744 – 1829). Первая подлинно научная теория, объясняющая причины многообразия живых организмов, принадлежит Ч. Дарвину (1809 – 1882). На стыке дарвинизма и генетики родилась синтетическая теория эволюции, продолжающая своё развитие и по сей день.
«Происхождение видов»
Микроэволюция
Теория микроэволюции изучает эволюционные процессы в популяциях, приводящие к образованию двух или нескольких новых видов от одного предкового. Экспозиция зала включает четыре темы. Первый раздел рассказывает о разных формах и механизмах возникновения наследственной изменчивости, служащей материалом для эволюционных изменений. Индивидуальная наследственная изменчивость ставит особей одного вида в неравное положение в условиях борьбы за существование, в чем и заключается действие естественного отбора. О борьбе за существование и естественном отборе, об адаптациях - основном эволюционном результате действия естественного отбора - рассказывает экспозиция второго раздела. Естественный отбор может по-разному действовать в разных популяциях вида, что приводит к формированию географической изменчивости, а со временем - и к возникновению новых видов. Подробно об этих процессах рассказывает экспозиция раздела «вид и видообразование». После того, как процесс видообразования завершен, особи новоявленных видов получают возможность сосуществовать в пределах единого сообщества. Заключительный раздел зала рассказывает о разных типах взаимоотношений между видами в сообществах и о том, как эти взаимоотношения приводят к формированию целостности и устойчивости всего сообщества.
(показ слайдов)
Витрины зала
Подобно тому, как не существует двух абсолютно одинаковых людей, нет двух абсолютно одинаковых особей любого другого вида. Индивидуальная изменчивость показана на примере лисицы Vulpes vulpes.
Компьютерный ЭКО-центр музея.
Информационный центр открыт в Дарвиновском музее в 2004 г. с целью предоставить любому желающему возможность самостоятельно получить информацию о природе и экологических проблемах Москвы и Подмосковья.
Центр состоит из двух частей. В первой части в бесплатном доступе находятся 10 рабочих компьютерных мест. Во второй части на большом плазменном экране постоянно демонстрируются документальные фильмы о природе.
Мы разработали ряд познавательных и обучающих программ и игр для самостоятельной работы посетителей: «Кто оставил след?», «Собери птицу и послушай её голос», «Раннецветущие растения», «Деревья и кустарники», «Голоса московских птиц», «Ретроспектива Москвы», «Живая природа Москвы и Подмосковья от А до Я»; «Экологический паспорт москвича», «Природа Москвы и Подмосковья», «Особо охраняемые природные территории Москвы», «Красная книга Москвы», «Экологические экскурсии»; а также ряд слайд-шоу: «Бабочки — абсолютная красота», «Птицы водоёмов, болот и лугов Москвы и Подмосковья», «Лесные птицы Москвы и Подмосковья», «Млекопитающие Москвы и Подмосковья», «Жесткокрылые, или жуки», «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Паучий мир», «Грибы Подмосковья», «Растительные сообщества Москвы и Подмосковья», «Времена года».
В Центре имеется ограниченный доступ в Интернет примерно к 60-и сайтам, посвящённым природе нашего региона, а также — более общим вопросам экологии и охраны природы.
Информацию с компьютеров можно распечатать у оператора Центра (услуга платная).
Центр работает ежедневно, кроме понедельника, вторника и последней пятницы месяца с 10:15 до 17:00, перерыв на обед с 12:00 до 13:00; в школьные каникулы — ежедневно.
Интерактивный экспонат «Птицы»
Голос птицы. Со временем подобные интерактивные комплексы появятся и в других разделах экспозиции музея. Вращая цилиндры, нужно совместить название птицы с изображением ее клюва, лапы и объекта питания. При правильном совмещении изображения подсвечиваются и звучит
Зоогеография
Один из самых красивых залов Дарвиновского музея посвящен теме географического распространения животных. Легкий, «прозрачный» дизайн центральных витрин сочетается с высокохудожественным оформлением больших витрин панорамного типа. Зал насыщен экспонатами, представляющими животный мир всех материков и почти всех природных зон. Посетитель за короткий промежуток времени совершает «кругосветное путешествие» и попадает в самые экзотические и удаленные места планеты. Великолепно изготовленные чучела животных хорошо с
Живые этикетки
Развитие
органического
мира
Экспозиция рассказывает о развитии жизни на Земле, начиная с древнейших времён до современности. В витринах можно увидеть ископаемые остатки древних растений и животных. Особое внимание привлекают точные копии скелетов наземных и морских древних ящеров. Экспозицию дополняют движущиеся модели динозавров, скульптурные реконструкции древних млекопитающих, картины. Небольшой видеофильм позволяет посетителям перенестись на много миллионов лет назад и проследить историю жизни на нашей планете.
ДИНОЗАВРЫ
Витрина «Рептилии мела».
В витрине – движущиеся модели рогатого динозавра, велоцираптора, пситтакозавра и птеранодона.
Интерактивные экспонаты дают возможность прикоснуться к истории. Вы можете потрогать настоящие окаменелости, чей возраст насчитывает сотни миллионов лет.
Эволюция поведения
Современная наука, изучающая биологические основы поведения животных, называется этологией. Её создатели – Нобелевские лауреаты Конрад Лоренц (1903-1989) и Николас Тинберген (1907-1989) – своими исследованиями старались ответить на вопросы: как происходит становление поведенческого акта, каково его значение для выживания и как происходила его эволюция.
Экспозиция рассказывает о строении нервной системы у животных различных типов, о механизме наследования поведенческих реакций, о роли инстинктов, научения и рассудочной деятельности в формировании поведения животных, стоящих на разных ступенях организации.
Одним из аспектов поведения является коммуникация, т.е. передача информации от одного животного к другому с помощью особых сигналов. Источником информации может быть оставляемый животными запах, звуковые сигналы, определенные позы, окраска, мимика.
В общении животных можно обнаружить сходство с коммуникативным поведением человека. Однако, язык человека, как и его интеллект, более сложен, чем общение и мыслительные способности животных, и на вопрос: существует ли между ними качественная разница, - нет пока однозначного ответа. Бесспорно только, что «элементарная рассудочная деятельность прошла длительную эволюцию у животных предков человека, прежде чем дать поистине гигантскую вспышку человеческого разума» (Л.В. Крушинский).
В настоящее время этология привлекает всё большее внимание исследователей, причем не только биологов и психологов, но и социологов, философов, антропологов, лингвистов. Это связано с тем, что изучение поведения животных позволяет человеку разобраться в биологических корнях собственной психики и в понимании соотношения врожденного и приобретенного в поведении человека.
Происхождение человека
Экспозиция рассказывает о месте человека в системе органического мира, разнообразии и отличительных особенностях приматов, сходстве и различиях человека и человекообразных обезьян. Приводятся современные данные об основных этапах становления Homo sapiens, представлены наиболее интересные палеонтологические находки и пластические реконструкции предков, дана информация о разнообразии и происхождении рас и народностей современного человека.
Взаимодействие человека и природы.
Созданная человеком социально-культурная система сделала его мощной геологической силой, способной влиять на развитие природы всей планеты. Противоречие между биологической и социальной сущностью проявилось уже на раннем этапе становления современного человека. Истребление мамонтов, бизонов и других крупных видов 15-10 тысяч лет назад можно считать первым экологическим кризисом. Человек был вынужден искать новые источники пищи, на смену охоты и собирательства около 9 тысяч лет назад пришли скотоводство и земледелие, стали развиваться технологии: глиноделие, металлургия. Человеком создана особая среда обитания. Город, помимо очевидных для человека достоинств, имеет и существенные недостатки: загрязненную воду и воздух, повышенный радиационный и электромагнитный фон, постоянный шум и перенаселенность. Современный экологический кризис отражается в первую очередь на самом человеке: он становится все больше зависимым от природных факторов.
Дарители
Традиция делать подарки музеям стара как мир. В течении веков правители и полководцы, ученые и путешественники, миллионеры и неимущие дарили музеям самые разные предметы. У русских императоров даже существовала традиция передавать музеям своих любимых домашних животных после их гибели. Начало этой традиции положил Петр I, чучела его собаки и лошади сегодня можно видеть в экспозиции Зоологического музея Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге. Зоологический музей Московского университета хранит скелеты собак Екатерины II.
Богатые коллекционеры создавали целые музеи и дарили их обществу. Так, известная всем Третьяковская галерея в 1892 году была подарена Москве купцами П.М. и С.М. Третьяковыми. Многие музеи, в том числе и достаточно крупные, целиком составлены из частных пожертвований. И в наше время благородное стремление дарить музею подарки находит отклик в сердцах многих людей.
Делайте дары музею! Ведь каждый музей - ни что иное, как большой подарок для всех его посетителей.
Имена дарителей пополнили список друзей музея и его почетных гостей.
Дарители музея:
Авдеев Александр Тимофеевич
Бабенко Кирилл Александрович
Баскевич Евгений
Васильева Варвара Сергеевна
Воробъев Михаил Исаевич
Геккер Мария Романовна
Гордиенко Наталья Никоновна
Гошко Дмитрий Валерьевич
Гречаная Лариса Борисовна
Закоморный Олег Георгиевич
Зубчанинова Екатерина Владимировна
Иванова Тамара Алексеевна
Ильин Михаил Михайлович
Киселёва Наталья Николаевна
Ковригина Татьяна Дмитриевна
Коптева Валентина Владимировна
Котина Надежда Жозефовна
Крюкова Елена Петровна
Маковеева Ирина Петровна
Матвеева Анна Борисовна
Мащенко Евгений Николаевич
Новак Еугениуш
Островская Марина Григ
Государственный Дарвиновский музей был открыт 7 октября 1907 года. Его основателем стал зоолог Александр Федорович Котс. Полноценную работу музей начал в 1995 году. Он признан самым крупным естественнонаучным музеем Европы. Экспозиции основаны на рассказах о становлении теории эволюции, разнообразии земных жизненных форм, о теории наследственности и изменчивости, естественном отборе и борьбе за выживание. Фонды включают уникальные экспонаты.
В наличии коллекции альбиносов, меланистов, аберративных форм, анималистического искусства, зубов редких и вымерших видов акул, собрания книг. Особый интерес посетителей вызывает показ выставки «Живая планета» с видео, музыкальным и световым сопровождением.
Всегда работает мультимедийный центр «Эко-Москва», где можно получить информацию по любому интересующему вопросу, кинолекторий, биологический кружок и детская изобразительная студия. По предварительному заказу организуются обзорные и тематические экскурсии, лекции, конференции и викторины для разновозрастных групп.
Добрый день. Возможно, Вам будет интересна эта фотография с автографом. На обороте автограф профессора.
20 февраля 2012 г.