Большеохтинский мост

Оцените место
Адрес Как добраться
Большеохтинский мост
Мост установлен через реку Неву, соединяет улицу Тульскую с Красногвардейской площадью в городе Санкт-Петербурге. Добраться до объекта можно на автобусе (№№ 105, 136, 15, 181, 22), троллейбусе (№№ 16, 7), маршрутном такси (№№ 163, 167, 185, 26, 269, 28, 389, 51, 90) до остановки «Красного Текстильщика»; на автобусе (№№ 132, 174, 5), троллейбусе (№№ 18, 33), маршрутном такси (№№ 118, 156, 254, 269, 289, 5, 6, 83) до остановки «Якорная (Новочеркасский проспект)»; на трамвае (№№ 10, 23) до остановки «Красногвардейская площадь (Новочеркасский проспект)». Через СПб проходят: два евразийских транспортных коридора «Север—Юг» и «Транссиб», панъевропейский транспортный коридор № 9, европейская автомобильная трасса Е-18, связывающая Скандинавию с Центром России. Основными трассами, связывающими Санкт-Петербург с другими регионами, являются шоссе: Приморское, Выборгское, Приозерское, Санкт-Петербург – Морье, Мурманское, Петрозаводское, Московское, Пулковское – Киевское, Талинское, Петергофское. Автовокзал в СПб, расположенный по адресу набережная Обводного канала, д. 36, обслуживает 79 маршрутов (в том числе 15 — международных) по 5 направлениям: Ленинградская область, Псковская область, Новгородская область, другие регионы России, международные рейсы. В городе пять действующих железнодорожных вокзалов: Балтийский, Витебский, Ладожский, Московский, Финляндский. Из аэропорта Пулково совершаются регулярные пассажирские перевозки во многие города России, а также страны ближнего и дальнего зарубежья.

Большеохтинский мост

Большеохтинский мост перекинут для движения автомобильного транспорта и пешеходов через реку Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет берега Невы, расположен недалеко от Смольного института, между Красногвардейской площадью района Малая Охта и историческим центром города по трассе Тульской улицы. Большеохтинский мост, тут, на одной стороне Невы - Суворовский проспект, начинающийся от Невского (Староневского) проспекта, ведущий прямой дорогой к Смольному, а на другой стороне - Красногвардейская площадь, с которой дорога выводит к реке Охте, а дальше – в жилые кварталы, постройки еще сталинской эпохи.

Свое название Большеохтинский мост получил от речки Большая Охта, впадающей неподалеку в Неву. Однако справедливо будет отметить, что первоначально он был назван в честь Императора Петра Великого. Строительство Большеохтинского моста в Санкт-Петрбурге было задумано в 1901 году, когда для разработки проекта был объявлен международный конкурс. 16 проектов из разных стран мира, в том числе Германии, Австро-Венгрии, США, Франции, Голландии и Испании, приняли участие в соревновании за право быть утвержденным. Но победителем стал внеконкурсный проект профессора Николаевской инженерной академии полковника Г. Г. Кривошеина и военного инженера подполковника В. П. Апышкова, в котором представили свое детище под девизом «Свобода судоходству!».

26 июня 1909 года была сооружена трёхпролётная металлическая с разводным пролётом в центре переправа. Руководителем строительных работ был сам создатель проекта Г. Г. Кривошеин. Доработкой проекта занимались инженеры П. М. Шелоумов, С. П. Бобровский, Г. П. Передерий. Замечательно, что работы по строительству Большеохтинского моста были проведены на редкость быстро, начавшись в 1908 году, они были закончены уже через три года. Разводной пролет и его механизм выполнил Петербургский Металлический завод, а подрядчиком на остальные работы была нанята одна из варшавских строительных фирм.

В день двухсотлетия Полтавской битвы 26 июня 1911 года Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге открыт и стал считаться одним из уникальных строений в Европе, ведь длина его неразводных пролетов в 136 метров по представлениям 20 века считалась просто рекордной для подобных городских переправ. Вся конструкция разделена на три части. Необычность его силуэту придают два боковых пролета, украшены гигантскими сквозными металлическими строениями в виде арок, перекрывающих пролет и образующих своеобразную крышу. К этим исполинским аркам словно подвешена проезжая часть. Двукрылое, также клепаное и металлическое строение перекрывает средний разводной пролет сооружения и по длине своей насчитывает 48 метров. Крылья разводной части, при необходимости, раскрываются вверх и вращаются вокруг неподвижных горизонтальных осей. Опоры Большеохтинского моста, одетые в гранит, имеют кессонные основания, за исключением левобережного устоя, который сооружен на свайном основании. Так же облицованы гранитом спуски к воде у береговых опор и башни управления подъемными механизмами, оформленные в виде маяков и расположенные по обеим сторонам разводного пролета. Башни эти, возвышающиеся над арочными фермами, увенчаны фонарями, имеющими четырехгранную, кубическую форму. Полукруглые и низкие башенки, похожие на уменьшенные копии средневековых крепостных башен, пристроены к одной из сторон каждой башни и завершаются остроконечными полукуполами, сочетая в себе модерн и романский стиль архитектуры. На стенах башен прикреплены шесть бронзовых досок, на которых увековечены имена строителей этого шедевра. Оформление Большеохтинского моста завершают тяжелые металлические порталы на въездах, ригели которых очерчены многоцентровой кривой, а стойки-пилоны, имеющие вертикальные прорези, украшены улиткообразными держателями, на которые подвешены плоские многогранные фонари.

Большеохтинский мост стал так называться после революции. К слову сказать, внешний облик привел в восторг не многих. Создателей обвиняли в том, что постройка кажется весьма громоздкой, в то время как её центральная часть выглядит со стороны чересчур тонкой. Звучали так же замечания по поводу того, что разные элементы в оформлении конструкции Большеохтинского моста не слишком сочетаются друг с другом, а сам он и вовсе не вписывается в окружающий его пейзаж. Так или иначе, но Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге был построен, и с этим решились многие транспортные проблемы, стоявшие остро еще при Николае I, когда сообщение Большой Охты с центральной частью города производилось лишь путем лодочной переправы. Интересно, что почти сразу же после открытия Большеохтинского моста, по Петербургу пронесся слух, что на счастье в него поставили одну золотую заклепку, покрытую сверху тонким слоем железа. Однако проверить правдоподобность этого предположения не представлялось возможным, ведь в конструкцию Большеохтинского моста вошли не менее миллиона одинаковых заклепок.

В 1971 и 1991 годах строение подверглось капитальному ремонту, было реконструировано, при этом сохранив свою прежнюю конструкцию и внешний вид. Об этом позаботились инженера В. М. Жирухин, В. А. Паршин и Н. Г. Тихомиров. Клепанные металлоконструкции разводного пролета были заменены цельносварными, поврежденные заклепки на арочных фермах сменились высокопрочными болтами, а электромеханический привод разводного механизма заменен на электрогидравлический. Проезжую часть Большеохтинского моста стала покрывать металлическая ортотропная плита с асфальтобетонным слоем.

В 1982—1983 годах на правом берегу Невы по проекту архитекторов Ю. Г. Шиндина, Н. А. Дибцева, инженеров А. Д. Гутцайта, Р. Р. Шипова сооружена транспортная развязка с путепроводом на правом берегу Невы. В 2005 на Большеохтинском мосту прервано трамвайное движение. А в октябре 2010 года демонтировали трамвайные рельсы. Общая длина 335 метров, ширина 23,5 метра. В общей сложности масса всех металлоконструкций Большеохтинского моста составляет 8920 тонн, в том числе масса противовесов — 1065 тонн.

С 1997 года и по сей день, Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге открыт для движения, и является одной из достопримечательностей Петербурга. Тем более что после мастерски выполненной художественной подсветки, для которой на пролетных сооружениях было установлено более 1300 светильников мощностью до 1000 Ватт, Большеохтинский мост преобразился и стал выглядеть волшебно, особенно в ночное время суток.