Москва – это порт 5-ти морей. Что касается других путей сообщения, то перефразируя древнюю поговорку можно сказать, что «все дороги России ведут в Москву». Всего в столице нашей родины девять железнодорожных вокзалов: Белорусский, Курский, Ленинградский, Рижский, Киевский, Казанский, Павелецкий, Ярославский и Савеловский.
Последний из вышеперечисленных жд вокзалов Москвы – Савеловский - с середины 90х годов работает только на пригородных железнодорожных направлениях. Названия пунктов назначения для поездов этого жд вокзала Москвы навевают исторические и литературные ассоциации. С Савеловского можно попасть в города Мышкин, Белый городок, в Весьегонск или Бежецк.
Один из крупнейших столичных железнодорожных – это Курский вокзал. Отсюда уходят поезда в направлении южных городов – в Крым, на Кавказ, а также к городам юга России. Другое направление путей – это Нижний Новгород, Тула, Владимир и другие исторические места, к примеру, Ясная Поляна. Много поездов проходит через этот вокзал Москвы транзитом с юга на север и обратно. Надо ли говорить, что поток пассажиров и грузов огромен, и построенное в 70х годах прошлого века здание, внушительного по тем временам, уже требует нового расширения.
Пожалуй, самым европейским железнодорожным вокзалом Москвы можно назвать Рижский. Его первое название – Виндавский. По плану, он связывал Москву с западными и северо-западными губерниями: Лифляндской, Эстляндской и Курляндской; городами Варшавой, Витебском, Гродно и другими. Во времена не столь отдаленные здание подверглось реконструкции и теперь здесь есть комфортные залы ожидания, железнодорожные платформы и вестибюли оснащены световыми табло. В начале своей истории Рижский жд вокзал держал пальму первенства по пассажирским перевозкам среди железнодорожных павильонов Москвы. Теперь отсюда ходят поезда, в основном, пригородных направлений. Однако в Ригу, по-прежнему, можно попасть с Рижского вокзала.
"Герой советского кинематографа" - Белорусский вокзал - принял от Рижского и Савеловского заботу о поездах западного и юго-западного направлений. Теперь уехать в Париж, Амстердам, Ниццу или Берлин, а также Гомель, Полоцк и Минск можно именно с Белорусского жд вокзала Москвы.
Первоначально архитектура здания Киевского железнодорожного вокзала вызывала множество нареканий. Современный вид он приобрел в 1912 году, именно тогда появилась 51 метровая башня с часами, названная московскими острословами «Биг-Беном». Последняя реконструкция здесь проводилась в 2004 году и сейчас это комфортное современное здание внутри и отремонтированный памятник архитектуры начала 20 века снаружи. По названию не трудно догадаться, что Киевский железнодорожный вокзал Москвы обслуживает поезда, идущие на Украину и в Молдову (через Брянск).
Построенный на рубеже 19 и 20 веков Павелецкий вокзал Москвы изначально назывался Саратовским, так как был призван обслуживать Рязано-Уральскую дорогу, чье управление находилось в Саратове. В настоящее время он обслуживает южные направления, отсюда уходят поезда в Центральное Черноземье и Поволжье.
Особняком стоят три основных жд вокзала Москвы. Объединяет их прежде всего местоположение - площадь трех вокзалов. Самый первый жд вокзал в Москве (вплоть до настоящего времени) – это брат близнец Московского вокзала в Санкт-Петербурге – Ленинградский вокзал. Он всегда служил примером для других – на его направлении обкатываются новейшие пассажирские поезда. Казанский вокзал строился с 1913 по 1926 год и был окончательно завершен лишь в 1948 году. Сегодня это крупнейший по пассажирским перевозкам жд вокзал в Москве, он работает на восточном, южном и юго-восточном направлениях. Электрички рязанского направления, обслуживаемого Казанским вокзалом, подходят к платформам с непривычной стороны, так как здесь действует левостороннее движение – память о британских инженерах, проектировавших и строивших этот участок. С виду невеликий Ярославский вокзал выполняет исполинскую работу. По объему пригородных перевозок он обходит все московские железнодорожные вокзалы, его грузопоток и пассажиропоток также вызывают внимание. Именно отсюда идут поезда на Север и через всю страну в Сибирь и на Дальний Восток.
Вокзалы подмосковных городов относятся к категории малых. Они в основном обслуживают пригородные линии и выполняют роль транзитных пунктов для поездов дальнего следования.